Итак, вы
стали (или уже давно являетесь) счастливым обладателем автомобиля... и
естественно, перед вами периодически встаёт вопрос о замене моторного масла.
И для начала
- как часто его менять?
Как не
странно, периодичность замены масла практически не зависит от марки и модели
автомобиля, а определяется качеством самого масла и условиями его эксплуатации.
Предположим,
что наш "эталонный автомобиль" используется для поездок по городу с
периодическими выездами на шоссе, и "заправляется" маслом среднего
качества.
Тогда
"минералку" стоит менять через каждые 10 тыс. км пробега,
полусинтетику - через 15, синтетику - через 20, "энергосберегающую"
синтетику 5W–30, 0W–30 и т.п. - через 25-30 тыс.
Если
автомобиль ездит в основном по городу - смело отнимаем 5 тыс. км от этих
интервалов, если по шоссе - прибавляем.
И
естественно после покупки подержанной машины масло менять нужно сразу, вне зависимости
от того, что говорит предыдущий владелец.
А теперь самое
сложное - выбрать, что же заливать в двигатель нашего "железного
коня".
Лучшее масло
для ЛЮБОГО двигателя - синтетическое!!
И
единственное ограничение его использования - уплотнение коленвала
"сальниковой набивкой". А используется только она на ГАЗах, УАЗах и
некоторых старых Рено.
Полусинтетика
- более бюджетный вариант, в то же время обеспечивающий вполне приемлемую
защиту двигателя вашего автомобиля.
А вот
"минералка", как бы парадоксально это не звучало, защищает двигатель,
но при этом вредит ему!!
Да-да, всё
именно так. То есть минеральное масло выполняет возложенные на него функции -
смазывание пар прения в двигателе. Но при этом остаётся в виде смолистых
отложений в масляных каналах, уменьшая их пропускную способность, а то и вовсе
закупоривая их, что приводит к сокращению ресурса двигателя.
К сожалению,
с использованием синтетики тоже не всё так радужно, как может показаться на
первый взгляд. Здесь есть ряд ограничений:
- Синтетическое масло нельзя
использовать при обкатке капитально отремонтированных двигателей.
Почему так?
Чтобы понять это, нужно знать, что же такое "обкатка". А это всего
лишь "приработка", "притирка" друг к другу деталей
двигателя. "Приработавшиеся" детали двигателя лучше взаимодействуют
между собой, двигатель становится экономичнее, мощнее и надёжнее. А
синтетическое масло образует на поверхностях деталей практически непроницаемую
плёнку, которая сильно мешает процессу приработки.
А вот если
залить "синтетику" в уже приработавшийся двигатель, та же самая плёнка,
которая мешала "притираться" деталям, теперь оберегает их от износа и
продлевает их срок службы.
- Синтетическое масло нельзя
использовать на сильно изношенных и небрежно эксплуатировавшихся
двигателях.
То есть если
у двигателя большой расход масла (подтекают сальники и уплотнители, "сизый
дым") при использовании полусинтетики или минералки, то на синтетике
расход может возрасти до катастрофических размеров.
Или если в
двигатель заливали дешёвую минералку, да ещё и меняли не вовремя, в нём почти
наверняка образовалось множество тех самых смолистых отложений, которые под
воздействием моющих свойств синтетического масла могут отслоиться и забить масляные
каналы.
Хотя и из
такой ситуации есть выход - использовать промывку для двигателя
"продолжительного действия", которую нужно добавить к старому маслу,
проехать ещё некоторое расстояние (в зависимости от инструкции), и только после
этого сменить масло.
Ну что же, с
типом масла мы определились, теперь попробуем разобраться в цифрах, написанных
на банках с маслом, например 10W-40.
А написано
там не что иное, как зависимость вязкости масла от его температуры.
Практически
все масла, представленные на рынке, являются всесезонными, то есть подходят как
для лета, так и для зимы. Соответственно указываются вязкость для зимы (10W, W
- winter, зима) и для лета (40).
С минералкой
и полусинтетикой всё достаточно ясно - чтобы определить минимальную температуру
эксплуатации этого масла, нужно из цифры 35 вычесть зимний индекс вязкости
(10), 35-10=25, то есть -25 градусов цельсия. Ниже этой температуры такое масло
эксплуатировать не рекомендуется.
Синтетическое
масло имеет более стабильную структуру и характеристики, то есть при той же
маркировке (10W-40) может работать и при -35, и даже при минус 50 градусах.
Фактически
10W-40 - это наиболее "универсальная" вязкость. Такое масло допущено
к эксплуатации на подавляющем большинстве автомобилей, и представлено на рынке
в широком ассортименте.
На
изношенных двигателях иногда применяют масло большей вязкости, например 15W-40,
20W-40 и т.д., чтобы "оттянуть" ремонт. Но это чревато проблемами с
зимним запуском.
Отдельно
стоит упомянуть так называемые "энергосберегающие" синтетические
масла 5W–30, 0W–30, 0W-50 и другие с "нестандартными"
маркировками.
Такое масло
стоит применять в высокофорсированных современных двигателях, например
турбированных бензиновых, или двигателях небольшого объёма, работающих на
высоких оборотах. Оно создаёт меньшее сопротивление движущимся частям, незначительно
снижает расход топлива и уменьшает износ двигателя, работающего на высоких
оборотах (5-6 тысяч, например), при этом позволяя быстрее их достигать.
Но есть одно
но - это масло обладает большей текучестью, чем обычное, и его не рекомендуется
использовать на двигателях, имеющих даже незначительные утечки масла через
сальники и прочие уплотнения.
Вот вы
выбрали масло, возможно даже приобрели его, и перед нами снова дилема -
промывать двигатель перед заменой или нет.
И тут опять-таки
всё зависит от того, какой тип масла залит в вашем двигателе, и какое вы
собираетесь туда заливать.
Сразу
оговорюсь, что для промывки нужно использовать качественное промывочное масло.
А ещё было бы неплохо проводить промывку на отдельном масляном фильтре. То есть
слить старое масло, сменить масляный фильтр, залить промывочное масло, промыть
двигатель в соответствии с инструкцией, слить промывочное масло, ещё раз
заменить фильтр и залить новое масло.
Чтобы
определить, нужно промывать двигатель перед заменой масла или нет, можно
воспользоваться простой таблицей:
минералка -
минералка = обязательно
минералка -
полусинтетика = желательно
минералка -
синтетика = не нужно
полусинтетика
- минералка = желательно
полусинтетика
- полусинтетика = не нужно
полусинтетика
- синтетика = не нужно
синтетика -
минералка = не нужно
синтетика -
полусинтетика = не нужно
синтетика -
синтетика = не нужно
И в
заключение, рассмотрим одну неприятную ситуацию: Вы в дороге. Уровень масла на
щупе по каким-то причинам (а они могут быть самыми разнообразными) опустился
ниже минимальной отметки, да и лампочка давления масла помаргивает...
Что нужно
сделать? Правильно, долить! Но как назло, у вас в багажнике не оказалось
канистры масла той же марки, что залита в ваш двигатель, и приобрести его нет
никакой возможности. В таком случае остаётся только одно - долить другое масло.
Но как при этом не навредить двигателю?
Тут есть
всего одно простое правило - нельзя смешивать синтетику с минералкой, а
минералку - с синтетикой. Полусинтетика же хорошо смешивается и с тем, и с
другим.
Но это
касается только "импортных" масел. Они проходят обязательное
тестирование на совместимость. Масла, выпускаемые в большинстве стран бывшего
СССР, такой проверки не проходят, так что их можно смешивать только на свой
страх и риск.
И ещё,
получившаяся смесь по своим свойствам будет хуже, чем любое из смешиваемых
масел, так что при первой удобной возможности необходимо сменить масло и
фильтр.
Ну вот в
общем и всё, если возникнут вопросы - пишите в комментариях, дополню.
|